Наконец-то X-Com: UFO Defense...

Когда-то давным-давно на Земле жили легендарные разработчики, умевшие делать игры. В тот короткий период свет увидели и Civilization, и Fallout, и Heroes of Might & Magic, и Command & Conquer, и еще добрый десяток названий, породивших потом длинные серии продолжений и подражаний. Одним сериям повезло чуть меньше, другим чуть больше. И лишь одна игра сумела прогневить геймерского Творца так, что он обрушил на нее весь комплект казней египетских. Звали ее X-Com: UFO Defense — или UFO: Enemy Unknown в Европе.

► Единственное спасение в борьбе с внеземной угрозой — проект XCOM Project.
Эта двойственность названий, собственно, и стала одной из причин многолетнего позора серии. Сами создатели застолбили за собой «X-Com», а вот «UFO» ушло в свободное плавание. Три ужасных псевдопродолжения — Aftermath, Aftershock и Afterlight — из года в год смешивали с грязью славное имя серии. А общее число игр разных жанров «UFO: что-нибудь-после-двоеточия» перевалило за десяток.
Все эти годы поклонники вздрагивали от каждого следующего анонса: ну а вдруг это оно? Потом вышедшая игра корчила очередную козью морду с той стороны монитора, поклонники обреченно выдыхали и продолжали ждать. Понадобились целых восемнадцать лет и целый Сид Мейер, чтобы остановить этот постыдный конвейер. Но теперь действительно свершилось! Меньше чем через месяц ожидается релиз «той самой» UFO. Которая X-Com. Которая без обмана. Которая продолжит серию с самого ее начала.
 Проверено временем
Чтобы отличить великое от просто хорошего, требуется время. Проходит десяток-другой лет, и вдруг оказывается, что из сотен книг и тысяч фильмов хочется перечитать или пересмотреть дай бог десяток. Только годы могут сказать, что «Терминатор 2» — великий фильм, а «Неукротимая планета» — великий роман. Для игр такой проверкой становится DosBox, эмулятор древней операционной системы, позволяющий поиграть в раритетные игры. Вот она, классика, вся под рукой. У меня под ним установлено всего три игры: Golden Axe, Another World и, конечно же, UFO: Enemy Unknown. Я проходил ее несколько десятков раз. На низкой сложности и на Super Human. Только с лазерным оружием. Только псионической командой. На скорость. Почти исключительно танками. Или за один присест без единого сохранения.
Первой взломанной игрой в нашей тогда еще совсем детской команде IT-фриков была UFO. Одной из первых программ на С++ стал редактор оружия для UFO. Мы переделывали архитектуру летающих тарелок. Усиливали оружие пришельцев и их параметры. Из этой игры хотелось выжать еще капельку свежих впечатлений, и она всякий раз шла навстречу.
► Десантный корабль Skyranger, знакомый всем поклонникам первоначальной игры. ► Одна из первых сбитых тарелок. Довольно некрупная. Хорошо видно, что ближняя к нам сторона сильно пострадала при падении.
Сюжет был прост даже по меркам середины девяностых. На Землю вторгаются пришельцы, и правительства мировых держав создают совместный штаб по противодействию инопланетным агрессорам: проект X-Com. В его состав входят ученые, инженеры и солдаты. Несколько баз контролируют воздушное пространство Земли, выпуская перехватчики навстречу кораблям пришельцев. Десантные отряды высаживаются в зоны крушений и истребляют выживших захватчиков, регулярно привозя ученым новые образцы для исследования. Некоторые технологии удается изучить и внедрить — инженеры производят все более мощное оружие и снаряжение, усиленное неземными знаниями. Постепенно удается пролить свет и на источник регулярных налетов, а затем — нанести сокрушительный контрудар по... (упс, стоп, похоже, эта информация снова стала спойлером!).
Действительно, от спойлеров тут удержаться непросто. Как вы уже поняли, новая игра с потрясающей точностью воспроизводит самый первый шедевр. С поправкой на два десятка лет эволюции игровой графики и геймплея.

► Здесь, в отличие от оригинала, на свою базу мы смотрим не сверху, а сбоку.

С поправкой на эпоху

Если бы разработчики решили выпустить полный клон UFO, игра могла бы с треском провалиться. Громоздкий перегруженный интерфейс, масса цифр, а главное — совершенно неочевидный путь от пролога к эпилогу. Но именно этих аспектов коснулись основные изменения. Перед нами — невероятно органичный компромисс между традициями и технологиями.
Игра по-прежнему чередует два типа геймплея: обустройство базы и пошаговые тактические бои на местности. Однако теперь игрока повсюду сопровождают бесчисленные советники, поясняя сюжетные события, комментируя находки и подсказывая следующий шаг. Первые полчаса это изрядно раздражает — что ни постройка, то монолог главного инженера. Что ни высадка, то снова ликбез: будто мы не догадываемся, чья это круглая голова высунулась из кустов. Во многом это напоминает последний Mass Effect — невидимые рельсы, ежеминутно направляющие игрока в нужную сторону. Но вскоре обучение сбавляет обороты и подсказки становятся гораздо менее навязчивыми.
► Науку проекта XCOM олицетворяет эта милая барышня... ► ...а фабричное производство — сей мощный старик.
Тактические бои изменились минимально, даже несмотря на отказ от традиционных очков действия. У каждого солдата (а их на миссию можно взять до шести человек) теперь есть две «половинки» хода: можно пробежать несколько шагов и затем выстрелить, а можно пробежать вдвое дальше, но ход на этом закончится без пальбы.
Когда все солдаты сделают ходы, мы передаем управление пришельцам. И так по кругу, пока «наши» не перебьют всех «не наших», ну или наоборот. Для зрелищности камера иногда спускается вниз и повисает за ухом у активного солдата, чтобы крупным планом показать марш-бросок или красочную перестрелку. Если не считать того, что текстуры явно не предназначены для пристального разглядывания, смотрится очень даже неплохо.
► В пределах голубого контура боец может переместиться и выстрелить. В пределах желтого — только перебежать и передать ход. ► Стрелять теперь можно только по видимым солдату целям. Зато из ракетницы по-прежнему можно пальнуть куда угодно.
Оружие по-прежнему представлено пистолетами, штурмовыми винтовками, ракетницами и гранатами. Вначале — обычными земными, а по мере исследования все классы стрелкового оружия появляются в лазерном и плазменном исполнении. Арсенал органично дополнили снайперские винтовки и дробовики, причем — и тут надо поклониться создателям в самые кроссовки — по балансу оружия игра на голову превзошла оригинал. Ненужных и бессмысленных стволов фактически не осталось, и даже самое раннее оружие вполне позволяет пройти первый десяток миссий.
По итогам каждого задания некоторых солдат, как водится, представляют к наградам. Новые разработчики аккуратно внедрили в этот процесс классовую систему: теперь звание не только обозначает абстрактную сумму заслуг, но и дает доступ к новым умениям внутри класса (снайпера и штурмовика обучают по разной программе).
► Экипировка солдата перед миссией: выбираем основное оружие, вспомогательное, броню и дополнительное снаряжение. ► Раздача новых умений после миссии. Как правило, нам дают выбрать из двух перков, хотя есть и уровни без альтернатив.
Отдельно изучаются «командирские» умения, действующие на весь отряд. К примеру, одно из них увеличивает шанс для солдат не погибнуть на поле боя, а отделаться ранением. Другое повышает максимальную численность отряда. Всего их около десятка.

► Ход врагов. Умная камера, которую сами разработчики называют «SexyCam», пытается поймать удачный ракурс.
Изрядно расширился инопланетный «зверинец», но именно с ним, похоже, разработчики допустили промашку. В оригинале расы пришельцев существовали отдельно друг от друга, и если мы сбили тарелку сектоидов, то на миссии будем истреблять именно их, возможно, с парой кибердисков (это сектоидский танк). Расы заметно отличались по тактике и способностям, что немало разнообразило высадки. Теперь же в стане пришельцев — повальный интернационал. Для одной миссии это скорее плюс, а вот несколько миссий подряд уже отличаются друг от друга меньше, чем хотелось бы. Взамен разработчики обещают набор уникальных «авторских» заданий, из которых в пресс-версии встретилось только «спасение VIP-персоны» и «разминирование вокзала». Будем осторожно надеяться, что этими двумя дело не ограничится.
► Сектоиды. Самые известные пришельцы, своеобразная визитная карточка серии. ► Новый монстр сугубо эфирного свойства. В неактивном режиме сворачивается в подозрительно знакомый желтый кристалл.

* * *

Возрождать серии — занятие неблагодарное. С одной стороны сурово смотрят олдскульные и невероятно обидчивые фанаты, способные убить за мельчайшее несоответствие. С другой напирает свежее поколение игроков, «молодая шпана, что сотрет нас с лица Земли».

► Эта табличка еще успеет потрепать вам нервы. Любую отданную команду, даже «быть начеку», надо подтверждать. И так каждый ход для каждого солдата.
Однако новым разработчикам XCOM хватило таланта решить эту нетривиальную задачу. В игру вошли едва ли не все ностальгические детальки оригинала, от возможности переименовать солдат до металлического топота по коридорам, от элериума до криссалида, от лазерной винтовки до меди-кита. И в то же время это современная и красочная тактическая стратегия, на которую заглядываются даже несведущие коллеги по офису. И наперебой подсказывают через плечо: «Вот в этого стреляй! В головастого!»

► Этот темный силуэт предвещает очередную «особую» миссию.

Если вы ведёте свой блог, микроблог, либо участвуете в какой-то популярной социальной сети, то вы можете быстро поделиться данной заметкой со своими друзьями и посетителями. Для этого воспользуйтесь предлагаемыми ниже кнопками:


Блог: http://romanlovetext.blogspot.com/