Интересно / Почему в маркетплейсе столько шлака или почему количество всегда впереди качества?

Этот вопрос последнее время всплывает очень часто, особенно на фоне прошедших и текущих конкурсов мобильных приложений, где, как правило, присутствует номинация «наибольшее количество приложений, написанных одним участником». Это прямой путь к тому, что маркетплейс будет (или уже) забит тонной всевозможного шлака. Я, на 99% согласен с этим утверждением, но есть 1% «но». О нем и поговорим.

Почему много шлака?

Давайте вначале зададимся вопросом, почему люди публикуют шлак. Ведь процесс с начала разработки до финального размещения в маркетплейс достаточно тернист и по идее неконкурентные приложения должны умирать еще в зародыше. Но этого не происходит. Почему?

Нулевой ответ простой: обычные спам-приложения, авторы которых живут за счет массовости. И это задача специалистов по сертификации и фрауд-менеджеров отлавливать таких спамеров. Но не думаю, что они сильно влияют на общую погоду.

Первый ответ тоже достаточно простой. Написать мобильное приложение проще, чем, например, полноценный веб-сайт или настольное приложение (да, есть и сложные приложения, но о них позже). Плюс лидерами рынка (Microsoft, Apple, Nokia, Google и др.) пропагандируется идея сверх быстрого обогащения за одну ночь. Именно поэтому студенты после пар пишут свои алкотесты, валентинки и цитаты более умных людей. Сюда же можно отнести разработчиков без понимания UI/UX, «первый опыт», «проба пера» и т.д. Эти приложения, на мой взгляд, тоже имеют право на жизнь.


Дальше сложнее. Например, вы написали приложение для StackOveflow, и ваш сосед тоже написал приложение для StackOverflow. А в мире еще 20 человек тоже решили написать приложения для SO. В итоге в маркете 22 приложения на одну и ту же тематику с похожим функционалом. С точки зрения пользователя – хаос, ведь лучше одна, но хорошая, чем 22, но плохих.

Чем это все заканчивается? А заканчивается все тем, что конкуренция будет заставлять разработчиков с каждый разом писать все более функциональный и стабильный софт, т.к. никто не хочет замыкать почетный top миллион. Это мы видели в AppStore, не совсем то же самое, но близко в Andoid маркете.

Поэтому вывод из первой части простой: чем выше конкуренция, тем (хуже программистам) лучше пользователям.

Давайте перейдем к другой проблеме.

Жизненный цикл мобильного приложения

Если вы здравомыслящий человек, то должны понимать, что ничего из ничего не получается. То же самое относится и к приложениям – их тоже пишут люди, которые иногда (представьте себе) хотят за свой труд получить материальное вознаграждения (я уже молчу о том, что уровень пиратства для топовых приложений может доходить до 70-80% на всех платформах).

Нужно помнить, что у приложения есть от силы неделя, максимум месяц, чтобы отбить вложения. После этого она либо в топах и ее развивают дальше, либо про нее забывают.

Вот пример статистики для нескольких наших приложений: скажите, есть смысл развивать приложения из нижней части таблицы? А ведь ими тоже кто-то пользуется, и кому то они даже нравятся. Но правда в том, что нельзя сконцентрироваться на всех приложениях, и поэтому какая-то часть приложений постепенно пополняет категорию «шлак».



Третий факт – 40-50% всех приложений запускаются юзером ровно один раз. Это говорит о том, что пользователи очень быстро переключаются на новые приложения и нужно ой как постараться, чтобы завоевать расположение большого количества пользователей.

Отзывы

Отзывы - это отдельная история. Негативные эмоции более сильные, чем позитивные, поэтому если все ок – не всегда можно ждать хороших отзывов, но негативные, будут полюбому.

Типичные бредовые, на мой взгляд, отзывы:

  • «2 звезды. Игра на любителя» - если игра на любителя, зачем качал? Не твой стиль, вкус – ты не может адекватно оценить работу.
  • «5 звезд. Приложение супер, но платную версию не куплю» - (здесь скриншот обезумевшего от степени офигения Максима +100500).
  • «1 звезда. Вылетает на XXX устройстве в зеленом акценте» - ту отдельная история. Если у приложения стоит версия 1.0 и приложение действительно вылетает при старте, то более правильным поведениям является а) игнор б) письмо автору. И не нужно забывать, что обновления проходят сертификацию 3-4 дня и ваш негативный комментарий может убить будущее приложения. Если до вас уже было 50 отзывов, преимущественно позитивные, то ваш отзыв «не работает» выглядит тупо.
  • «Я купил приложение. Почему нет обновлений?» - ну тут, извините - кроме вас приложение купили еще 10 человек и прибыль как раз покрыла счет за электричество в прошлом месяце. Не пошло приложение, не пошло…
  • «1 звезда. Прога платная» - тут no comments.

Запомните, что каждый отзыв для автора приложения – на вес золота. И написав, что автор ебл8н, не поможете ни приложению, ни развитию маркетплейса.

Ну и напоследок вопрос о количестве.

Количество, а не качество

Это самый частый вопрос, поднимаемый в интернете. Мол, Microsoft заботится только о количестве, а не о качестве. Прискорбно, ребята, но это так. Но давайте посмотрим на проблему глубже.

Кто может назвать мне критерии качества приложения?

Дизайн? Субъективно.

Удобный функционал? У каждого свои требования и сценарии использования.

Хороший геймплей? Я лично вообще на игрушки равнодушно смотрю…

Удобство использования? А кто сказал, что это удобно?

Ладно, другой вопрос. Какая картина качественней: черный квадрат Малевича или Мона Лиза Леонардо? Вы никогда не найдете объективный ответ на этот вопрос.
Именно поэтому вопрос «качества» может быть применимым только в очень редких случаях.

Кроме того, можно выделить несколько типов приложений (слова хорошее и плохое, опять таки субъективные, но думаю, понятно, о чем я говорю):

  • хорошее, но узкоспециализированное;
  • плохое, но лучше нет;
  • ужасное, но единственное;
  • такое как все, но более популярное.

И т.д. Как вы должны понять из этого списка, качественное приложение не обязано быть успешным и популярным. Более того, часто плохие приложения находятся выше в маркете, чем хорошие по некоторым своим причинам.

Вывод: качество является субъективной мерой без возможности определить единые критерии оценки.

В то же время количество является объективной мерой и позволяет легко оперировать как абсолютными, так и относительными показателями. Я уже молчу о статистическом анализе, выборках, кубах и т.д. ВВП страны, рождаемость, доходы – все измеряется в количественном эквиваленте. Значит ли то, что если ВВП страны А больше чем страны Б, то страна А живет лучше. Далеко не всегда. Но в большинстве случаев это дает возможность быстро и с большой долей вероятности оценить ту или иную ситуацию.

То же самое и в маркете – количество приложений не даст вам понимание насколько они все качественные, но даст приблизительное понимание и возможность сравнения в общепринятых для большинства людей понятиях.

Именно поэтому вывод статьи может быть следующим: количество рано или поздно должно превратиться в качество при достаточно длительном воздействии на рынок. Сейчас разработчики для iOS и Andoid тратят больше времени и денег на продвижение, нежели на разработку. С Windows Phone пока еще это не так. А где легче играть? На насыщенном рынке или развивающемся?